Первая Заводы Формирование перспективных компетенций для сварочного производства в судостроении

Формирование перспективных компетенций для сварочного производства в судостроении

Одна из целей, сформулированных в стратегии – увеличение к 2035 году в 2.2 раза объема производства при одновременном росте производительности труда в 2 раза.

by rudymore
Сясько В.А., Васильев А.Ю., Спирков А.Б.

Судостроительная отрасль является одной из главных площадок для улучшения экономической ситуации в промышленном секторе РФ. По мнению экспертов Минпромторга, один человек, который трудится в судостроении, обеспечивает работой 4-5 специалистов в смежных отраслях. Развитие отрасли определено утвержденной в 2019 году Правительством РФ Стратегией развития судостроения до 2035 года, явившейся логическим продолжением Стратегии развития ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» на период до 2030 года, утвержденной Советом директоров ОСК в 2013 году.

Одна из целей, сформулированных в стратегии – увеличение к 2035 году в 2.2 раза объема производства при одновременном росте производительности труда в 2 раза. При этом так же сформулированы задачи по снижению себестоимости изделий и повышению их качества.

Решение этих задач существенно зависит от компетенций персонала отрасли, однако в анализе текущего состояния кадрового потенциала отмечается, что на предприятиях существует дефицит квалифицированных кадров. Серьезной кадровой проблемой, снижающей эффективность производства, является профессионально-квалификационный дисбаланс, вызванный несоответствием компетенций работников квалификационным требованиям. Средний возраст работников в организациях судостроительной промышленности составляет 45 лет.

Говоря об эффективности сварочного производства в судостроительной отрасли, традиционно выделяют четыре объекта, определяющих эту эффективность:

  • Оборудование
  • Технологии
  • Материалы
  • Персонал

Причем ключевым, с нашей точки зрения, является персонал, так как от уровня компетенций рабочих и инженерно-технических работников зависит эффективная работа оборудования, уровень применяемых технологий производства и управления, использования современных конструкционных и сварочных материалов. При безусловной важности уровня компетенций всех специалистов, задействованных в сварочном производстве судостроительных предприятий, ведущая роль остается за сварщиками и специалистами неразрушающего контроля. Именно эти специалисты, их знания и опыт, взаимодействие в технологическом процессе формируют базовые показатели, производительности труда и качества выпускаемой продукции.

СЗ АНТЦ «Энергомонтаж», не только выполняет большой объем работ по аттестации сварщиков и специалистов неразрушающего контроля, но и оказывает научно-технический услуги предприятиям энергетики, судостроения, «Росатома», «Газпрома» и Спецстроя России. Накопленные в организации компетенции позволяют нам опираясь на реальную практику промышленных предприятий формировать определенное экспертное мнение в отношении отраслевых решений в области сварочного производства и неразрушающего контроля. Существенную отраслевую экспертизу мы получаем во время подготовки и проведения конкурсов профессионального мастерства. Так, проведенный с 07 по 10 сетнятбя с.г. Региональный этап Всероссийского Конкурса «Дефектоскопист 2021», около четверти участников представляли судостроительные предприятия, позволил интегрировать не только опыт участников конкурса, но и специалистов, привлеченных в состав судейства, разработчиков и поставщиков оборудования для неразрушающего контроля, высококвалифицированных специалистов НИИ и ВУЗов Санкт-Петербурга, объединений работодателей и пр.

Существенное значение для формирования компетенций специалистов сварочного производства и неразрушающего контроля в судостроении имеет состояние рынка труда и рынка образовательных услуг. Ограниченный анализ этих рынков приведен ниже.
В анализе рынка труда использовалась аналитика портала HeadHunter, одного из самых крупных сайтов по поиску работы и сотрудников, выполненная на основе открытых вакансий для судостроительных предприятий Северо-Запада и Санкт-Петербурга, и резюме специалистов, претендующих на эти вакансии. По нашему мнению, с высокой степенью достоверности в последние несколько лет можно выделить следующие тренды:

  • уровень конкуренции в судостроительной отрасли (количество претендентов на одну вакансию) примерно в полтора раза ниже, чем на промышленных предприятиях других отраслей;
  • по открытым вакансиям на предприятиях судостроительной отрасли наиболее востребованными являются сварщики;
  • зарплатные ожидания сварщиков на 20 – 25% ниже заработной платы, предлагаемой в открытых вакансиях предприятий судостроительной отрасли.

Эти заключения коррелируют с официальной статистической информацией Службы занятости (Основные показатели рынка труда и сферы занятости Санкт-Петербурга в январе – июне 2021 года. Наиболее дефицитные специалисты.), что, в свою очередь, соответствует выводам раздела 2 «Оценка судостроительной промышленности Российской Федерации, Подраздел 4 «Кадровый потенциал» Стратегии развития судостроения до 2035 года.

Нам не удалось обнаружить достаточно информативного материала по рынку труда для специалистов неразрушающего контроля, однако можно предположить, что на данную специализацию распространяются выводы, сделанные в целом по техническим специалистам судостроительной отрасли.

В то же время, доступен для анализа материал по рынку образовательных услуг для специалистов НК. Не затрагивая область высшего образования, отметим, что традиционно подготовка специалистов НК для предприятий отрасли велась по двум направлениям:

  • профессиональное образование в техникумах и профессионально-технических училищах;
  • переподготовка в учебных структурах системы дополнительного профессионального образования.

При реформировании системы профессионального образования техникумы и ПТУ были преобразованы в колледжи и лицеи, и в условиях отсутствия государственного заказа на специалистов НК в подавляющем большинстве прекратили подготовку по этим профессиям. В то же время, учитывая, что спрос у предприятий на рабочих по данной профессии существовал, в отрасли значительно увеличилось количество «переученных» специалистов, т.е. прошедших программы переподготовки в учреждениях дополнительного профессионального образования (ДПО).

Были проанализированы 95 организаций ДПО, предлагающие обучение и аттестацию дефектоскопистов по запросу «Обучение дефектоскопистов в Санкт-Петербурге» в поисковой системе Яндекс. Анализ проводился исходя из информации, размещенной на сайтах учебных организаций. Оценивались следующие факторы, имеющие, по нашему мнению, важное значение для качественного обучения дефектоскопистов:

  1. Наличие собственной учебной базы для теоретического и практического обучения
  2. Наличие в штате организации аттестованных специалистов НК, ведущих учебный процесс;
  3. Наличие в организации аттестованной лаборатории НК.

В зависимости от этого организации ДПО условно можно было разделить на четыре группы, количественный состав и характеристика которых приведены ниже в Таблице.

Группа организаций ДПО % от общего числа организаций ДПО Факторы, влияющие на качество обучения*
Учебная база Аттестованные специалисты Аттестованная лаборатория НК
1.Специализированные в области НК 13% + + +
2. Общетехнические 14% + + / – – / +
3. Сетевые с аттестацией в области НК 18% – / +
4. Сетевые 55%

Обозначения в таблице:
+ – да, присутствует;
+ / – – присутствует у большей части;
– / + – отсутствует у большей части;
– – отсутствует.

 

Исходя из данных, приведённых в сводной таблице, можно сделать вывод о том, что в подавляющем большинстве в учреждений ДПО нет даже собственной учебной базы, не говоря об аттестационных лабораториях или преподавателях должной квалификации. Этот удручающий факт ставит под сомнение реализацию как одной из важнейших целей, заявленных в Стратегии развития судостроения, так и не менее важных задач по повышению качества и снижению себестоимости конечной продукции сварочного производства, проистекающих из неё. Небольшой процент специализированных учреждений ДПО так же не способствует наращиванию темпов реализации поставленных целей и задач. Здесь на помощь могли бы прийти общетехнические учебные заведения, у которых есть своя научно-производственная база, однако их процент невелик, да и с квалифицированными кадрами, равно как и лабораториями НК имеются определённые сложности.

С большим сожалением стоит отметить, что львиная доля – 73% (!!!) рассмотренных в нашем анализе организаций ДПО не находится «на земле», предлагая свои, мягко говоря, несоответствующие реальным потребностям отрасли услуги. Заявляя на сайте одно, учреждения ДПО такого рода на деле могут предоставлять услугу совсем иного рода и качества и что более опасно для отрасли, организованную на только на база онлайн обучения подготовку достаточно трудно контролировать, поскольку на данный момент не выработано соответствующих нормативно-правовых актов.
!Аналогичный анализ по аттестации (сертификации) персонала!

 

Проведенный анализ рынка труда и рынка образовательных услуг, безусловно, не является всеобъемлющим. Однако он формирует четкое представление того, с чем столкнется сварочное производство предприятий судостроительной отрасли в среднесрочной перспективе, реализуя целевые показатели Стратегии развития судостроения до 2035 года, а именно:

  • Недостаточная и несогласующаяся с потребностями конкретных производств квалификация поступающих на предприятие трудовых ресурсов – сварщиков и дефектоскопистов.
  • Потребность в формировании на предприятии структур по управлению компетенциями сварщиков и дефектоскопистов в целях сбалансированного и / или их опережающего развития, усиление в этом процессе роли высококвалифицированных специалистов предприятия и наставников.
  • Необходимость уделять большее внимание / больше ресурсов вопросам управления сварочным производством с целью согласования имеющихся компетенций и ресурсов с целевыми задачами предприятия.

Решение задачи повышения качества с одновременным сокращением трудоемкости должно опираться на изменения в организации и управлении сварочным производством, организацию эффективного взаимодействия сварщиков и дефектоскопистов. Сокращение издержек и повышение качества в системе управления требует формирования согласованных компетенций, современного уровня информатизации по направлениям:

1. Соблюдение требований технологической документации
2. Аттестация и сертификация технологий
3. Аттестация и контроль компетенций персонала
4. Формализация / реинжиниринг процесса и автоматизация документирования по направлениям:

4.1. параметры сварки и ремонт швов
4.2. процессы, поддерживающие качество сварки
4.3. операционный контроль
4.4. неразрушающий контроль элементов, узлов и изделий
4.5. прочая информация, поддерживающая управленческие решения в области сварочного производства

Подводя итог сказанному выше, особо хотелось бы подчеркнуть вопрос формирования согласованных и сбалансированных компетенций специалистов сварочного производства и неразрушающего контроля. Разбалансировка этих параметров ведет к снижению эффективности производства и демотивации прежде всего высококвалифицированных специалистов. Существующая ситуация на рынке труда и образовательных услуг заставит предприятие формировать внутреннюю экспертную и управленческую компетенции по согласованному развитию квалификаций, более глубокой и качественной оценке услуг внешних структур, компетенцию анализа и управления этими процессами в среднесрочной перспективе.

Существенную начальную помощь в этом вопросе предприятиям судостроительной отрасли могут оказать внешние структуры, подобные СЗ АНТЦ «Энергомонтаж», структуры, имеющие опыт «измерения» компетенций и сформировавшие разнообразную отраслевую практику. Однако писать ТЗ на управление компетенциями сварочного производства и быть генеральным подрядчиком по его исполнению предприятиям придётся самостоятельно.